Статьи

Реформа МВД

Опубликовано: 10 Июля 2010

О реформе МВД говорят очень много. Но, судя по всему, ни у рядовых граждан, ни даже у самих представителей ведомства нет особой ясности, в чем же реформа будет заключаться и – главное – что станет залогом ее успеха?
Этой проблеме были посвящены несколько заседаний профильной комиссии Общественной палаты РФ. Однако и у меня, ее председателя, пока не сложилась стройная концепция относительно реализации планов реформы.
Под впечатлением чудовищного преступления, совершенного бывшим майором милиции Денисом Евсюковым, многие наблюдатели и даже эксперты оценивают ситуацию исключительно в мрачном свете и склонны к радикальным предложениям, вплоть до роспуска нынешнего МВД. Понять их можно: шок от случившегося чрезвычайно силен. Но уместно вспомнить и важнейший принцип, применимый к любой затеваемой реформе:
«Не навреди». Ведь нельзя допустить, чтобы в ходе перемен были сломаны те позитивные тенденции, которые наметились в последние годы. Об этих тенденциях говорили на заседаниях нашей комиссии, в том числе, известные правозащитники.
Вот факты: милиционеры стали быстрее приезжать на место происшествия. Уменьшилось число отказов в возбуждении уголовных дел. По стране снизилось количество убийств, сократилась смертность в ДТП. Сотрудники ГИБДД стали вести себя корректнее.
Важно понять, благодаря каким мерам были достигнуты эти результаты, чтобы наращивать позитивные усилия.
Рискну утверждать, что в целом за последние годы работа органов МВД, хоть и медленно, но все же улучшалась. Но при этом общественные ожидания росли быстрее: люди стали больше требовать от власти и строже спрашивать с нее. Отсюда и неудовлетворенность.
Возьмем, к примеру, такую проблему, как доставка нетрезвых граждан в медвытрезвители. Эти заведения предполагается передать из МВД Минздравсоцразвитию. На первый взгляд, все просто. Но недавно эта ситуация обсуждалась на специальном заседании нашей комиссии. И выяснились просто шокирующие факты. Ежегодно через медвытрезвители - а их в стране насчитывается около 550 - проходит почти 2,5 миллиона человек. Эти люди нередко подвергаются ужасающим издевательствам – от «мягкого связывания» в позе «Ласточка», чреватого тяжелейшими травмами, до изнасилований и даже зверских убийств. Их права никак и никем не защищены, поскольку в юридическом плане медвытрезвители – это организации-призраки, нормативная база их деятельности отсутствует.
Что же делать? Очевидно, что подавляющее большинство клиентов этих заведений было бы лучше доставить домой – отсыпаться, поскольку они не нуждались в медицинской помощи и не совершили никаких правонарушений. И такую службу доставки, естественно, платную, необходимо наладить и при этом тщательно ее контролировать. В то же время пьяным хулиганам – место в милиции. А больным людям, пусть и находящимся в состоянии опьянения – в больнице. Что касается хронических алкоголиков с тяжелыми расстройствами психики, то они нуждаются в специализированной наркологической помощи.
Как организовать все это так, чтобы не мести всех пьяниц под одну гребенку? И где найти сотрудников, которые бы занялись доставкой такого рода клиентов по назначению, если отобрать эти функции у милиции? Таких комплексных проблем – десятки. Поспешить с их решением – значит, наломать дров. Но и откладывать дальше нельзя: ведь та же проблема с медвытрезвителями ставилась на уровне высших органов власти еще с середины 80-х годов прошлого века. А воз и ныне там.
Говоря о реформе МВД, нужно понять, что больше всего не устраивает граждан в работе этого ведомства. Быть может, кому-то покажется парадоксальным, но главный недостаток, на мой взгляд,
– это заряженность людей в форме на борьбу с преступностью. Зачастую милиционер всматривается недобрым взглядом в толпу людей, как бы вопрошая: «Который тут из вас преступник?» Отсюда - ничем не мотивированные проверки бизнеса, незаконные задержания, конфликты на пустом месте между милиционерами и вполне законопослушными людьми. Такого рода случаев, заканчивающихся порой трагически, в последнее время было немало: среди их жертв и заслуженный летчик-испытатель, и профессор консерватории, и известный журналист. Вся «вина» этих людей заключалась в том, что кому-то из милиционеров они «лицом не показались».
Этому не стоит удивляться - на протяжении долгих лет
«палочная система» вынуждала милиционеров ежеквартально наращивать «валовые показатели» в деле борьбы с преступностью. Доходит порой до абсурда: если преступления нет, то его надо выдумать. В этой связи представляется очень важным недавнее заявление министра внутренних дел Рашида Нургалиева, что «валовые показатели из работы милиции максимально исключены». Главным в работе каждого сотрудника МВД должна стать не абстрактная борьба с преступностью, а защита прав конкретного человека.
Возьмем простой пример: человек оказался заподозренным в совершении экономического преступления. Неважно, что первоначальное обвинение, например, в мошенничестве, в ходе следствия не находило подтверждения. Следователи исходили из убеждения: что-нибудь да найдется - преднамеренное банкротство, незаконное предпринимательство, отсутствие лицензии или еще что-то. А в довесок – пресловутая «легализация». И вот уже, говоря словами Владимира Высоцкого, «срока огромные бредут в этапы длинные». Как тут не вспомнить пример, когда преподаватель консерватории, от безденежья занявшийся частным извозом, получил 4 года из-за отсутствия лицензии, похудев в ходе следствия на 40 килограммов! Крайне необходимо в ходе реформы отойти от «презумпции подозрительности» и перейти к «эре милосердия». Это, пожалуй, и есть главная цель.
Давно известно: с того, кто спрашивает, спрос должен быть двойным. Какие бы возражения ни выдвигали отдельные юристы, нужно реализовать идею президента Д.А. Медведева о том, что в случае совершения преступления принадлежность обвиняемого к органам МВД должна рассматриваться как отягчающее обстоятельство. Речь идет о преступлениях, где прямой умысел или преступная небрежность очевидны. Например, милиционер запытал задержанного до смерти или в пьяном виде на автомобиле сбил женщину с детьми. К таким нарушителям закон должен применяться с максимальной суровостью.
Жесткие меры в отношении нарушителей в погонах - это
«кнут». Но должен быть и «пряник» для хороших работников – высокая зарплата, обеспечение жильем, соцпакет. Равно как и открытость руководства ведомства, его готовность учитывать мнения не только экспертов и правозащитников, но и рядовых граждан при оценке работы собственных сотрудников.
Общая задача - сделать так, чтобы позитивные изменения в системе столь же быстро становились достоянием общественности, как и разного рода преступления и злоупотребления. Чтобы деятели искусства не увлекались поэтизацией «честных воров», а обратили свои взоры в сторону «честных ментов». Благо, они у нас есть. Благодаря их работе, Москва, например, не похожа на иные заморские столицы, где после захода солнца смертельно опасно выходить на улицу. Эти люди ведут борьбу с терроризмом и бандитизмом на Северном Кавказе, противостоят организованной преступности и при этом несут серьезные потери, отдавая свои жизни ради нашего спокойствия и благополучия. И об этом, проводя реформу, тоже не следует забывать.

Карта сайта

Контакты

© 2006 Анатолий Кучерена. Все права защищены.