Статьи

некоторые рекомендации и соображения по обеспечению безопасности дорожного движения с учетом итогов заседания Общественной палаты.

Опубликовано: 14 Декабря 2009

Проблема обеспечения безопасности движения, снижения аварийности и смертности в результате ДТП может быть решена только совместными усилиями органов власти и общественных организаций с обязательным учетом мнений и предложений самих участников дорожного движения.
Как показывает зарубежный опыт, основной принцип, лежащий в основе безопасного и комфортного перемещения по автомобильным дорогам – это институциональное и психологическое равенство всех участников движения, независимо от социального положения, занимаемой должности, цены и «престижности» автомобиля или каких-то иных факторов.
Достижение этого равенства – первое и важнейшее направление работы. С этой целью необходимо:
- сократить число автомобилей, имеющих право преимущественного проезда, одновременно осуществляя строгий контроль за тем, чтобы это право использовалось исключительно в случаях реальной необходимости. Опыт стран Северной Европы, где число участников дорожного движения, обладающих привилегиями, сведено к минимуму, показывает, что это один из путей создания благоприятного психологического климата на дорогах, ведущего к снижению аварийности.
- на основе недавно принятых законов усилить борьбу с грубыми нарушениями Правил дорожного движения, прежде всего, с управлением автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.  
- проводя линию на ужесточение наказаний водителей за грубые нарушения Правил дорожного движения, развивать во всех регионах систему правового просвещения, с тем чтобы водители четко представляли себе свои обязанности и права.
- обеспечить неукоснительное соблюдение Правил дорожного движения со стороны сотрудников ГИБДД и органов внутренних дел, которые должны подавать пример уважения к закону. Сотрудники правоохранительных органов, ставшие виновниками ДТП в состоянии алкогольного опьянения, должны нести максимально строгое наказание, предусмотренное соответствующей статьей УК РФ. Принять все меры для того, чтобы сотрудники ГИБДД не могли использовать свое служебное положение в целях личного обогащения.  Ужесточить требования при приеме на работу в ГИБДД.
- более широко использовать видеоконтроль на дорогах, как это практикуется во всех развитых странах. Помимо пресечения грубых нарушений Правил дорожного движения (значительное превышение скорости, пересечение сплошной линии разметки, проезд на красный сигнал светофора), это позволит своевременно выявлять «лихачей», создающих опасность для других водителей и привлекать их к административной ответственности.
На Западе различают небрежное и опасное вождение: последнее само по себе наказуемо. Речь идет о неожиданных резких перестроениях из ряда в ряд без подачи соответствующего сигнала, несоблюдении дистанции между участниками движения, стремлении «согнать»  впереди идущий автомобиль с полосы с помощью фар дальнего света, выезде на обочину с последующими попытками «встроиться» в ряд, создавая при этом помехи другим участникам движения и т.д.
- с учетом той роли, которое играет телевидение в формировании национального характера, желательно выпускать и транслировать телевизионные ролики, пропагандирующие культурный и безопасный стиль вождения. Опыт ряда стран показывает, что такие ролики оказывают существенное влияние на манеру вождения.
- не допускать появления рекламы, пропагандирующий агрессивное вождение, стремление «продемонстрировать свой характер», «быть первым на дороге» и т.п.
- с учетом растущей автомобилизации населения, желательно уже в школе организовать обучение вождению автомобиля, делая при этом особый акцент на требованиях безопасности.  
- организовать систему поощрений водителей за культурную и безаварийную езду. Формы и методы такого поощрения можно разработать с участием представителей общественности.
- ужесточить ответственность пешеходов, грубо нарушающих Правила дорожного движения и создающих реальную угрозу ДТП.
- принять меры к соблюдению владельцами мотоциклов, мопедов и велосипедов Правил дорожного движения, поскольку сегодня они нередко ездят по тем «правилам», которые сами для себя установили. Решительно пресекать «уличные гонки» и тому подобные квазиспортивные мероприятия, привлекая их организаторов к строгой ответственности.
Второе направление – повышение требований к участникам дорожного движения. Это обусловлено непрерывно растущим числом эксплуатируемых автомобилей, ростом интенсивности движения. Для этого следует:
- повысить  качество подготовки водителей в автошколах. К сожалению, на сегодняшний день в большинстве случаев оно ниже всякой критики.  По-прежнему широко распространена практика покупки прав. Необходимо пересмотреть программу обучения в сторону совершенствования практических навыков. Среди прочего, для водителя намного важнее уметь оказать первую медицинскую помощь при ДТП, чем, допустим, разбираться в устройстве двигателя внутреннего сгорания или коробки передач. Но именно этому вопросу в ходе обучения уделяется неоправданно мало внимания.  
- существенно повысить требования к приему экзаменов выпускников автошкол. Экзаменатор должен убедиться, что выпускник без паники управляет автомобилем в условиях города и  на загородной трассе. Ввести систему видеонаблюдения за процессом приема экзаменов.
- ужесточить требования к системе медосмотра водителей. В настоящее время существует немало «контор», где  справку о прохождении медосмотра охотно выдадут за деньги. Но даже там, где медосмотр проводится, это делается чисто формально. Необходимо искоренить эту порочную практику.
- вести автоматизированную систему контроля за режимом работы водителей большегрузных автомобилей, которые нередко проводят за рулем круглые сутки без сна и отдыха. В условиях кризиса владельцы автотранспорта нередко стремятся выжать из водителя «все соки», в результате чего он просто не в состоянии качественно выполнять свою работу. Для борьбы с этим явлением необходимо развивать систему саморегулируемых организаций, способных обеспечить неукоснительное соблюдение трудового законодательства.
– обеспечить безопасность работы водителей маршрутных такси, избавив их от несвойственной водителю функции приема денег у пассажиров, что является  одной из причин ДТП. Не допускать развития системы маршрутных такси за счет сокращения автобусных перевозок.
- не допускать возможность работы в качестве индивидуальных «таксистов» частников (т.н. бомбил), не имеющих лицензий и к тому же нередко эксплуатирующих старые и неисправные автомобили.
Третье направление – повышение качества эксплуатируемого автотранспорта и автомобильных дорог, развитие соответствующих дорожных служб.
Необходимо:
- прекратить выпуск автомобилей, не оборудованных подушками безопасности и другими системами защиты водителей и пассажиров. Стремление всеми силами «поддержать» отечественный автопром не стоит потерянных в ДТП человеческих жизней.
- создать систему изъятия из эксплуатации старых, некачественных автомобилей, выкупая их у населения по приемлемым ценам. Сегодня по процентной доле автомобилей старше 10 лет Россия опять-таки занимает одно из первых мест в мире, что является одной из причин ДТП.
- исключить формальный подход к проведению техосмотра, при котором значительная часть автомобилей, прошедших техосмотр, не отвечают необходимым техническим требованиям.
- обеспечить адекватное и своевременное финансирование дорожного строительства и рациональное использование выделенных на эти цели бюджетных средств. Даже в условиях кризиса такие страны, как США и Китай значительно увеличивают бюджетные ассигнования на дорожное строительство, которое является одним из наиболее действенных механизмов оздоровления ситуации в экономике при условии эффективной борьбы с коррупцией.
- разработать систему оперативной связи между службами, участвующими в ликвидации последствий ДТП.
- принять Федеральную целевую программу «Санитарная авиация России».
Для выработки более детальных рекомендаций необходимо обеспечить сбор предложений от самих участников дорожного движения и широкую общественную дискуссию по данной проблематике.

Карта сайта

Контакты

© 2006 Анатолий Кучерена. Все права защищены.