Статьи

Атака разума. Что противопоставить информационным войнам?

Опубликовано: 14 Декабря 2009

Современная эпоха характеризуется футурологами как информационная революция или «четвертая волна» (по Элвину Тоффлеру), основанная на симбиозе информационных и биотехнологий.  Фактически, речь идет об изменении  самой природы человека, формировании нового биологического вида в результате эволюции – на этот раз рукотворной. Уже сегодня информация, обработанная и интерпретированная в соответствии с интересами и потребностями тех или иных общественных групп, становится всесокрушающим механизмом преобразования окружающей действительности. Фактически, сбылось предвидение Владимира Ленина, который говорил, что идея, овладевшая массами (и при том, привнесенная в эти массы извне, со стороны активного меньшинства) становится огромной материальной силой.
Но именно здесь в наибольшей степени проявляется полнейшая незащищенность индивида. От «традиционных» преступников всех мастей нас плохо или хорошо защищают Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс, МВД, Прокуратура, Следственный комитет и т.д. От шпионов и диверсантов нас ограждают ФСБ и другие структуры. С коррумпированными чиновниками пытаются бороться те же МВД, ФСБ, прокуратура, Следственный комитет, Счетная палата, Общественная палата и т.д. С «оборотнями в погонах» сражаются службы собственной безопасности. Многочисленные, правда далеко не всегда эффективные, лицензирующие и контролирующие органы, а также структуры гражданского общества призваны  оградить нас от контрафакта и некачественной и опасной для жизни продукции.
Ко всем этим службам у общества немало серьезнейших претензий и нареканий – и они во многом справедливы. Но никто не оспаривает в принципе необходимости их существования, равно как и само наличие тех угроз, которые вызвали их к жизни.    
Что же касается информационной безопасности, то само упоминание о ней вызывает мощный всплеск негодования у либерально мыслящей общественности. Постановка этой проблемы немедленно отождествляется с попытками введения цензуры, ограничением гражданских свобод и возвратом к тоталитарному государству.
Между тем, мировой опыт неопровержимо свидетельствует, что именно информационное воздействие, а отнюдь не некие экономические законы, становилось движущей силой величайших мировых потрясений и страшных человеческих бедствий. «Крестовые походы», «охота за ведьмами», европейская Реформация, Английская революция, якобинский террор периода Великой французской революции – все эти события произошли под воздействием мощнейших информационных импульсов. В ХХ веке само существование двух страшнейших тоталитарных режимов – сталинизма и нацизма – во многом стало возможным благодаря изощренным методам воздействия на массовое сознание. А ведь все это произошло еще до появления телевидения, Интернета и других новейших информационных технологий. Тотальное оглупление и озверение немецкого народа на основе бредовых теорий «расового превосходства» - ярчайший пример торжества иррациональных импульсов и звериных инстинктов под буквально гипнотическим воздействием Гитлера, Геббельса, Розенберга и их многочисленных прислужников по линии пропагандистского и культурного фронта.  
В то же время в СССР, под напором одуряющей официальной пропаганды, в ранг «добродетели» было возведено то, что исконно презиралось на Руси: доносительство, кровожадность, пресмыкательство перед властью, готовность мгновенно изменить свои взгляды и отречься от былых друзей и единомышленников.  
Анализируя эти факты и тенденции, авторы зловещих антиутопий (например Дж. Оруэлл в его романе «1984») рисовали тоталитарное общество будущего как полностью подчиненное находящимся у власти информационным манипуляторам. Оказалось, однако, что и после смерти тоталитарных режимов, в условиях так или иначе существующей демократии информационные технологии способны оказывать мощнейшее деструктивное воздействие.
В самом недавнем прошлом все мы были свидетелями бесконтрольного информационного манипулирования, которое нанесло огромный ущерб рядовым гражданам и государству в целом. Вспомним, например, массированную и изощренную – с применением всех новейших технологий «нейролингвистического программирования» - рекламу АО МММ и других финансовых пирамид. Характерная особенность этой рекламы – ее вопиющее противоречие базовым законам экономики и здравого смысла: поистине, «верую, ибо это нелепо». Даже неспециалисту понятно, что в условиях экономического спада, имевшего место в  90-е годы, никакая экономическая деятельность, за исключением откровенно криминальной, не способна обеспечить прибыль в сотни процентов годовых. Однако люди верили в это и несли свои деньги г-ну Мавроди. Впоследствии аналогичная «пирамида» была сооружена уже на уровне государственной политики в виде ГКО – и снова все поверили в то, чего не может быть никогда.
Очевидно, что в «информационном иммунитете» людей к тому моменту была уже пробита серьезная брешь – и сделано это было путем изощренных манипулятивных технологий, суть которых остается нами неразгаданной, ибо их творцы некогда не поделятся с окружающими своими секретами.
А вот пример уже из сегодняшних дней. В стране действуют сотни тысяч экстрасенсов, магов, целителей и прочих шарлатанов, которые обещают все и сразу – излечение от рака  и СПИДа, снятие порчи и «венца безбрачия», «отворот и приворот», успех в бизнесе и разорение конкурентов и т.д. Эти обещания противоречат всему тому, что, казалось, впитывалось в наших людей с детства: научному мировоззрению, реальным фактам, здравому смыслу, присущим русскому человеку иронии и здравому скепсису. Однако и это имеет успех – опять же благодаря информационным технологиям. Тот же, кто обратился к этой «сверхъестественной» братии, подвергается еще более мощному психологическому воздействию, нередко с летальным исходом.
Еще страшнее, что под воздействием информационных манипуляторов вновь, как и в 30-е годы прошлого века, произошло изменение самой «матрицы» человеческого сознания: оказались отринутыми и осмеянными все традиционные базовые ценности. Честный труд, любовь к Родине, верность долгу, чувство стыда – все это, под воздействием массированной пропаганды, было выброшено с «парохода современности». И, напротив, модно и почетно стало демонстрировать то, чего в традиционной русской культуре было принято скрывать: предательство, неправедно нажитое богатство, сексуальные извращения, ненависть к своей стране. Была стерта грань между глубоко личным, интимным и публичным. На экране телевизоров люди не стесняются демонстрировать видеозапись родов собственной жены, рассказывать о своих извращенных сексуальных фантазиях, обнародовать семейные скандалы и т.п. В одной из передач симпатичная с виду девушка рассказывает о своей полнейшей готовности сняться в клипе, где ее будут лишать девственности – и все за очень скромную сумму. А народ требует уже не столько хлеба, сколько зрелищ, причем все более острых и похабных. Предложение родило спрос, а спрос, в свою очередь, рождает предложение. Возникает порочный круг нравственной и интеллектуальной деградации.
Вместо неотъемлемо присущей демократическому обществу свободы получения и распространения информации мы получили свободу определенных «групп влияния» манипулировать общественным мнением и «зомбировать» индивидуума в самых низменных и меркантильных целях. Могучим орудием этого «зомбирования» стала реклама, которая превращает человеческое существо в примитивный организм, приходящий в состояние крайнего возбуждения по самым ничтожным, с точки зрения здравого смысла, поводам – будь то сухие прокладки или памперсы, сверхпрочные или особо тонкие презервативы, чудодейственные шампуни от перхоти или средства для мытья туалетов, шоколадные батончики или все более вкусные корма для кошек. Степень сообщаемого рекламой возбуждения становится для ее потребителей сродни переживанию оргазма или наркотического «кайфа».
«От хороших новостей хочется кричать»!!! - что есть мочи вопит рекламный персонаж. О какой же новости идет речь? Близок час преодоления финансового кризиса? Ученые открыли секрет вечной молодости? Человек высадился на Марсе? Увы, речь идет всего лишь о некоем растворимом в кипятке суррогате супа, который и нормальной-то пищей назвать нельзя.
Реклама агрессивно навязывает определенный образ жизни – вредный для физического здоровья и губительный для здоровья душевного. Рекламные ролики предлагают на бегу откусывать от конфеты в коричневой обертке. «Не тормози-…», - кричат они. Что сие означает? Сожри на бегу шоколадный батончик и сделай еще один шаг на пути к язве желудка.
Особая статья – бесконтрольная реклама лекарственных препаратов. «Мощное средство от боли», - сообщает нам телевизионный зазывала. И невдомек доверчивому зрителю, что боль имеет разную природу. Боль в животе может быть симптомом аппендицита или перитонита. Заглушая ее обезболивающими, человек теряет драгоценное время и приближает летальный исход. В своем цинизме рекламодатели обещают даже излечение онкологических заболеваний, наживаясь таким образом на страданиях и гибели людей. Не счесть скончавшихся от одного такого «средства от рака» на основе ядовитой сулемы. А ведь его реклама годами не сходила со страниц СМИ. Не случайно один детский онколог – интеллигентнейший человек – на полном серьезе заявил, что он готов лично расстреливать изготовителей и рекламщиков такой продукции.
Проблема в том, что общество совершенно не знает, какие именно технологии воздействия на подсознание применяются в рекламе и некоторых «культовых» передачах. Но мы знаем, например, что за 10 последних лет число лиц, потребляющих наркотики, выросло в 20 раз. Где гарантия, что это не произошло, в том числе, под влиянием неких манипулятивных воздействий через СМИ в интересах располагающих неограниченными средствами  наркодилеров. Ведь еще Маркс писал, что при появлении перспективы получения прибыли в 300 процентов капитал не остановит даже угроза виселицы. А у нас за недобросовестную и недостоверную рекламу предусмотрена лишь административная ответственность.
В Интернете беспрепятственно распространяются порнографические снимки и ролики с участием малолетних детей, причем перед извращенной фантазией их создателей «ужасный» маркиз де Сад кажется жалким подмастерьем. И никто не делает ровно ничего, чтобы пресечь этот мутный поток.
У этой проблемы есть и международный аспект. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации используется такой термин как «информационное оружие». Многим он казался бессодержательным. Однако именно такое оружие было применено против нашей страны в период военного конфликта в Южной Осетии. В результате в глазах мирового сообщества Россия была представлена в образе агрессора, хотя даже эксгоссекретарь США Кондолиза Райс признала, что войну развязал режим Саакашвили.  
Очевидно, что столь значительное число западных СМИ не могли единовременно «ошибаться»: вероятно речь идет о хорошо организованной некими зарубежными силами и тщательно срежиссированной кампании, которой, надо честно признать, Россия мало что смогла противопоставить.
К сожалению, в современных «информационных войнах», как и в любых других, побеждает тот, у кого присутствуют продуманная долгосрочная стратегия, железная воля и новейшие вооружения. Надо прямо сказать, что у США все это было, есть, и надо думать, будет. У России же нет ни того, ни другого, ни третьего. Наша «информационная доктрина» была сформулирована в предельно общем виде много лет назад и давно не отвечает современным реалиям. У соответствующих информационных и пропагандистских  служб отсутствует воля к тому, чтобы жестко отстаивать российские национальные интересы (к тому же эти интересы системно и не сформулированы), навязать свою информационную повестку; как правило, мы лишь вяло и неуверенно реагируем на пропагандистские кампании, инициированные извне. Что касается «информационного оружия», то громадное и все нарастающее технологическое отставание России от Запада делает нас тотально зависимыми от западных информационных технологий. А ведь часть этих технологий вполне может быть подобна «троянскому коню», который рано или поздно сыграет свою роль в уничтожении России.    
Действующий Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», к сожалению, не решает задач обеспечения информационной безопасности в полном объеме. Остаются нерешенными и такие вопросы, как защита частной жизни гражданина от незаконного вторжения, несанкционированный доступ к различным базам данных, защита чести и достоинства от разного рода «компроматов» в СМИ и Интернете и т.д. А ведь для человека чести клевета может быть еще более болезненной, чем физическое насилие. Как несколько грубовато говорил один из моих доверителей, ставший жертвой «войны компроматов», «пули из дерьма страшнее, чем пули из свинца».
Вот почему, на мой взгляд, назрела настоятельная необходимость разработки и принятия нового базового закона «Об информационной безопасности», который мог бы стать основой для создания дополнительных правовых актов, призванных оградить отдельных граждан и государство в целом от использования криминальных информационных технологий. В условиях обостряющегося кризиса это одна из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности, сохранения России в качестве единого, суверенного и независимого государства.
Разумеется, разработка этого закона должна происходить не кулуарно, в тиши чиновничьих кабинетов – иначе мы получим еще один мертворожденный плод «бюрократического вдохновения». В этой работе должны принять участие ученые, эксперты, представители гражданского общества, все те, для кого вопрос «быть или не быть» России приобретает все более актуальное звучание.      

Карта сайта

Контакты

© 2006 Анатолий Кучерена. Все права защищены.