Статьи

Тезисы А. Кучерены к докладу по экономическим преступлениям в парламентских слушаниях в ГД

Опубликовано: 21 Декабря 2009

1. В Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию, выступлениях Председателя Правительства РФ В.В. Путина, в программах всех парламентских политических партий подчеркивается настоятельная необходимость модернизации экономики РФ, внедрения новых, наукоемких технологий с целью преодоления растущего экономического отставания России от стран Запада, укрепления ее авторитета в международных отношениях.
Позволю себе также процитировать первого заместителя руководителя Администрации Президента В.Ю.Суркова: «Если в стране нет активной интеллектуальной деятельности, то в ней скучно жить… Нам абсолютно необходима новейшая экономика, основанная на творчестве, на азарте изобретательства, на создании не имеющих аналогов продуктов, полезных людям».
Возникает вопрос: кто же будет создавать эту творческую, умную экономику. Ответ однозначен – создание такой экономики не может быть задачей чиновников. У них свои функции – контроля, регулирования и т.д. Это задача предпринимателя, бизнесмена – свободного, независимого человека, не скованного страхом перед бюрократией и правоохранительными органами.

2. Вот почему необходимо создать режим наибольшего благоприятствования для творческих предпринимателей, отказаться от подозрительного отношения к ним  и уж тем более исключить возможность необоснованного привлечения их к уголовной ответственности по надуманным причинам, с целью отъема бизнеса, передела собственности или, например, выполнения планов по раскрытию преступлений.

3. В настоящее время ряд статей Уголовного кодекса, связанных с экономическими преступлениями, например, ст. 174 (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем) позволяет недобросовестным правоохранителям при наличии определенного «заказа» «подвести» под эту статью едва ли не любого бизнесмена, при том, что максимальное наказание, предусмотренное частью 3 этой статьи, составляет 8 лет лишения свободы!

4. Вообще же бросаются в глаза огромные сроки, предусмотренные за те или иные экономические преступления. Порой лица, осужденные по этим статьям, получают больше, чем убийцы, грабители, насильники. Возникает абсурдная ситуация: проникать в чужие квартиры или грабить прохожих на улице порой менее опасно, чем заниматься предпринимательской деятельностью. Более того, матерый убийца или грабитель и в СИЗО, и на зоне устроится с комфортом, а вот предприниматель, как показывает недавний опыт, имеет все шансы в этих учреждениях погибнуть.
Нужно сделать так, чтобы начинать предпринимательскую деятельность было не опасно, чтобы все сомнения при подозрении в совершении экономических преступлений всегда разрешались в пользу предпринимателя.  Ведь современная экономика и особенно финансовая сфера настолько сложны, что порой даже ведущие мировые специалисты расходятся в том, какие схемы являются легальными, а какие -криминальными. В этой сфере должен действовать принцип: разрешено все то, что прямо не запрещено законом.

5. Целью борьбы с экономическими преступлениями является недопущение нанесения ущерба экономике, а также физическим и юридическим лицам. А не стремление покарать. Между тем, нередко по факту, например, неуплаты налогов возбуждается уголовное дело и оно направляется в суд, несмотря на то, что предприниматель выразил готовность полностью уплатить налоги, пени и т.д. и возместить причиненный ущерб. Получается, что в этом случае правоохранительная система работает не на то, чтобы оградить общество от того или иного ущерба, а чтобы растоптать человека.
Вот почему президент Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре и СКП проанализировать практику применения меры заключения под стражу по отношению к лицам, впервые совершившим экономические преступления.

6. Необходимо также как можно шире использовать административную преюдицию, то есть привлекать к уголовной ответственности только после привлечения к административной ответственности за совершенное преступление. В настоящее время подготовлены соответствующие поправки в законодательство.

7. На мой взгляд, имело бы смысл еще раз внимательно проанализировать статьи УК РФ, связанные с экономическими преступлениями, с тем чтобы исключить их использование в качестве инструмента против добросовестных предпринимателей.

8. Выбирая меру пресечения для лиц, обвиненных в совершении экономических преступлений, судья должен иметь в виду, что в отношении таких лиц заключение под стражу может быть только крайней мерой, при наличии неоспоримых данных о том, что они могут скрыться или повлиять на ход следствия. Существуют ведь такие меры, как залог, подписка о невыезде.
Недопустима ситуация, когда следователь добивается от суда заключения обвиняемого под стражу с тем, чтобы оказать на него психологическое давление и вынудить сознаться в совершении преступления.
Еще Екатерина II в своем Наказе писала: «Итак, содержание под стражею должно длиться сколь возможно меньше, и быть столь снисходительно, сколь можно. Время оному надлежит определить по времени, которое требуется ко приготовлению дела к слушанию судьями. Строгость содержания под стражею не может быть иная никакая, как та, которая нужна для пресечения обвиняемому побега или для открытия доказательств во преступлении. Решить дело надлежит так скоро, как возможно».

9. Ст. 7 УК РФ устанавливает, что уголовное законодательство обеспечивает безопасность человека и что наказание и иные меры уголовно-правового характера не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
Между тем, само пребывание в СИЗО или в «исправительной» колонии для нормального человека, не вставшего сознательно на преступный путь, ни что иное как пытка. В России и так уже осталось мало энергичных, работоспособных, социально активных людей. Нужно ли и дальше искусственно уменьшать их число, «пропуская» через тюремно-лагерный ад?
За последние 16 лет судами осуждено свыше 15 миллионов человек, из них пять миллионов – к лишению свободы. На 1 августа 2009 года число заключенных в России составило 884  тыс. человек. В последние годы этот показатель непрерывно растет. По числу заключенных на 100 тысяч человек Россия в несколько раз опережает страны Европы и уступает только США.  
Для всякого практикующего юриста давно очевидно, что следственные изоляторы и исправительные колонии в их нынешнем виде являются «университетами преступности». Попадая в места лишения свободы, человек утрачивает полезные социальные связи: от него нередко уходит жена, его стыдятся дети и родители, от него отворачиваются друзья и знакомые. В то же время он обретает новые, криминальные связи, «благодаря» которым, оказавшись на свободе, он быстро возвращается в «дом родной». Но, даже твердо решив встать на путь исправления, освобожденный из мест лишения свободы нередко  сталкивается с ситуацией, когда его не берут на работу. Он – отверженный.
Кроме того, из лагеря человек редко выходит здоровым: более 300 тыс. заключенных страдают социально-значимыми заболеваниями – туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, гепатитом, алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами. А ведь сегодня, в условиях кризиса, порой и здоровому человеку работу найти нелегко. Так кто же захочет связываться с бывшим «зеком»?
Даже в сталинские времена осужденных ученых, конструкторов, изобретателей направляли не на общую зону, а в специальные тюрьмы («шарашки»), где они могли работать по специальности. У нас же лица, осужденные за экономические преступления, отбывая наказания в местах лишения свободы, находятся в одних «отрядах» с матерыми уголовниками, совершившими преступления против личности. В таких отрядах выстраивается железная иерархия, направленная по подавление в человеке чувства личного достоинства.
Необходимо иметь  в виду, что пенитенциарная система в ее нынешнем виде себя полностью исчерпала. Она никого не исправляет! Еще Маркс писал: «…история и такая наука, как статистика, с исчерпывающей очевидностью доказывают, что со времени Каина мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием. Как раз наоборот!»
Вот почему я полностью поддерживаю предстоящую революционную реформу пенитенциарной системы. Суть этой реформы состоит в том, чтобы лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, помещались тюрьмы, а лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести, осужденные к лишению свободы, отбывали наказание в колониях-поселениях.
Следует внимательно изучить европейский опыт, где в тюрьмах заключенным создаются нормальные условия, где они могут заниматься полезным трудом, спортом, где с ними работают психологи и т.д.

10. В то же время следует как можно шире использовать наказания, не связанные с лишением свободы, такие как штраф, арест, принудительные работы, условные наказания и т.д. Для большинства предпринимателей, совершивших те или иные нарушения, сам факт привлечения к уголовной ответственности, как правило, является достаточным, чтобы навсегда отвратить их от нарушения закона.

11. Необходимо провести как можно более широкую амнистию в отношении лиц, осужденных за экономические преступления. Вместо того чтобы шить никому не нужные перчатки в местах лишения свободы, эти люди могли бы внести свой вклад и в преодоление кризиса, и в модернизацию российской экономики.

12. Настало время резко активизировать борьбу с коррупцией в правоохранительных органах, решительно очищая их от тех, кто использует служебное положение для отъема бизнеса, передела собственности и т.п. Нужно проверить, наконец, на какие средства те или иные сотрудники МВД приобретают шикарные особняки, роскошные лимузины, что это за бизнес, которыми, якобы, так успешно занимаются их жены и т.д. Без этого мы не сможем положить конец террору, развернутому сегодня против бизнеса в интересах коррумпированных правоохранителей.

МАТЕРИАЛЫ
Из Послания президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ: «В уголовном законе следует шире использовать так называемую административную преюдицию, то есть привлекать к уголовной ответственности только в случае неоднократного совершения административного правонарушения. Надо шире применять штрафы в качестве наказания за малозначительные преступления и преступления средней тяжести, не связанные с насилием. А если взыскать штраф невозможно, то применять принудительные работы, которые необходимо ввести как самостоятельный вид наказания.
Неплохо, кстати, использовать и такую меру пресечения, меру воздействия, как залог. При этом размер залога по отдельным категориям преступлений должен быть увеличен.
Поддерживаю рассматривающийся в Государственной думе законопроект, направленный на исключение уголовной ответственности для налогоплательщика: если он выполнил свои обязательства перед бюджетом и заплатил соответствующие пени и штрафы, он не должен подвергаться дополнительным проверкам и со стороны правоохранительных органов».

Из открытого письма предпринимателя Яны Яковлевой: «Пытка тюрьмой, лишение свободы — одна из самых страшных пыток, выдуманных за историю человечества…
Сегодня в России пыткам тюрьмой подвергаются люди, такие как Сергей Магнитский - не убийцы, не насильники, не маньяки. Предприниматели, юристы и генеральные директоры - лакомый кусок для правоохранителей. Делать бизнес в России стало по-настоящему страшно. Начать заниматься бизнесом означает сегодня принять на себя риск, связанный с угрозой жизни и здоровью. Это риск стать жертвой уголовного преследования, инициированного коррумпированными правоохранительными группировками. Это риск подвергнуться судебному разбирательству в суде, в котором доля оправдательных приговоров составляет только 0,1%. Это чувство страха от соприкосновения с системой, которая убивала наших дедов в 37-м. Делать бизнес в России — это риск попасть в тюрьму, в Бутырку.
Экономических «преступников» сегодня судят жестче, чем убийц. Десять лет — срок для бизнесмена. Риск ведения предпринимательской деятельности сегодня не имеет стоимости. Ведь у нашего бизнеса нет прав. Закон не на нашей стороне.
Сегодня российское общество бьет тревогу: коррупция в МВД, ФСКН, прокуратуре, суде угрожает самому существованию нашего государства. Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин, выступая на страницах газеты “Ведомости”, признал, что самыми коррумпированными ведомствами являются правоохранительные структуры. Отсюда следует главный вывод: тысячи российских граждан осуждены несправедливо.
Главными жертвами силовой коррупции являются российские предприниматели. У предпринимателей есть что вымогать, отнимать, захватывать. Сегодня, вместо того чтобы создавать рабочие места, развивать экономику, многие руководители предприятий заживо похоронены в колониях и СИЗО. А те, кто на свободе, находятся в страхе, потеряв веру в правосудие.
Ряд статей Уголовного кодекса РФ в правоприменительной практике превратились в универсальное средство заказных уголовных дел против бизнеса. Наибольшую коррупционную опасность представляет статья 174.1 УК РФ (“Легализация”), позволяющая, при наличии коррупционного “заказа”, отправить любого предпринимателя в тюрьму на 10–15 лет.
Второе — это амнистия. Амнистия осужденных по экономическим статьям — мощный удар по коррупции! Коррупцию не преодолеть одними посадками пойманных на взятках чиновников. Надо изменить ситуацию в стране. Освобождение экономических узников преобразит страну. Чем больше в России будет свободных предпринимателей, тем меньше будет коррупции».

Новый закон по неуплате налогов (по материалам журнала «Форбс»).
Буквально несколько дней назад Государственная дума РФ приняла во втором чтении исключительно важный законопроект. Суть его - ограничение возможности привлечения налогоплательщиков к уголовной ответственности за налоговые преступления. Соответствующие поправки вносятся в Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс, закон «О милиции».
В законопроекте предусмотрено, что лицо, впервые совершившее налоговое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафов. В то же время, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику по результатам проверки, недоимка, указанная в требовании, а также пени и штрафы не были уплачены, налоговые органы будут обязаны направлять в течение 10 дней материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Если размер недоимки, выявленной в результате проверки, позволяет предполагать совершение преступления, то в требовании об уплате налога, направляемом налогоплательщику, должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов направлять материалы в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела.
Пересматривается норма УК РФ, касающаяся крупных и особо крупных размеров уклонения от налогов и сборов физическими лицами и организациями. Так, для физических лиц размер уклонения, который можно считать крупным, увеличится не в пять раз (со 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей), как предполагал одобренный в первом чтении вариант, а в шесть раз - до 600 тыс. рублей. При этом доля неуплаченных налогов, согласно поправкам, должна превышать 10% подлежащих уплате сумм налогов и сборов либо 1,8 млн. рублей (в действующем законодательстве - 300 тыс. рублей, в поправках, принятых в первом чтении, - 1,5 млн. рублей).
Особо крупным размером предлагается считать сумму уклонения в 3 млн. рублей при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате либо 9,5 млн. рублей. В действующей редакции данного положения УК РФ предусмотрены суммы в 500 тыс. рублей и 1,5 млн. рублей соответственно. В редакции законопроекта, принятой в первом чтении, предлагались суммы в размере 2,5 млн. рублей и 7,5 млн. рублей соответственно.
УК РФ предусматривает штраф за уклонение от уплаты налогов физлицами в крупном размере на уровне от 100 тыс. рублей до 400 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период от 1 до 2 лет, либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года. За это же деяние в особо крупном размере предусмотрен штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или другого дохода за период от 18 месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет.
Размер уклонения организациями от уплаты налогов и сборов, который можно считать крупным, увеличивается с действующих 500 тыс. рублей до 2 млн. рублей за три финансовых года (в редакции первого чтения - 1,5 млн. рублей). При этом доля неуплаченных налогов, согласно поправкам, превышает 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, либо составляет более 6 млн. рублей (1,5 млн. рублей - в действующей редакции, 4,5 млн рублей - в редакции первого чтения). Особо крупным предлагается признать размер уклонения в 10 млн рублей (в действующей редакции - 2,5 млн рублей, в редакции первого чтения - 7,5 млн рублей), долю неуплаченных налогов - более 20% или 30 млн рублей (в действующей редакции - 7 млн рублей, в первом чтении - 20 млн рублей).
Предусматривается прекращение уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в уклонении от уплаты налогов, если до окончания предварительного расследования ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Карта сайта

Контакты

© 2006 Анатолий Кучерена. Все права защищены.