Статьи

Правомочность действий власти - под общественный контроль

Опубликовано: 16 Марта 2008

Источник: "Национальные проекты", №1/2

Для многих наших сограждан национальные проекты - это просто очередные социальные программы, подкрепленные, в отличие от предыдущих, более солидным бюджетным финансированием. Мне представляется, что подобная трактовка ошибочна. Национальный проект - это четко определенная и приоритетная по отношению к другим последовательность действий государства и общества, направленных на достижение всем понятной стратегической цели. Только тогда можно ожидать общественного содействия в его реализации, в противном случае он обречен на неудачу, либо это будет очередная «революция сверху».
Классический пример подобной «революции» - «национальный проект» Петра Великого, который потребовал невиданной прежде принудительной мобилизации сил и средств всего общества. Целью было поставлено введение России в число великих европейских держав, методами же реализации проекта стали жесточайшие репрессии.
«Национальный проект» Николая I ставил своей целью обеспечение России статуса гаранта европейской стабильности и недопущение новых попыток революционных переворотов в Европе. Методами его реализации стало выстраивание системы жесткой административной субординации при серьезном ограничении возможностей общества, прав и свобод подданных Империи. В обоих случаях уделом народа было повиноваться и терпеть.
В новейшее время «национальными проектами» являлись и «социалистическая революция» Ленина и Троцкого в России, и «новый курс» Франклина Делано Рузвельта в США, и программа «благосостояния для всех» Людвига Эрхарда в послевоенной Германии, и многие другие. Часть этих проектов осуществлялась «просвещенным меньшинством» путем жестокого насилия над основной массой населения, другие, напротив, опирались на широкую народную поддержку.
Чем отличаются современные приоритетные национальные проекты в России от предыдущих государственных программ? Главным отличием является цель: повышение качества жизни граждан нашей страны, и уже как следствие - рост конкурентоспособности России в мире.
Во времена СССР во главу угла ставились такие цели, как наращивание экономического потенциала, укрепление обороноспособности страны, расширение сфер ее влияния в мире. Принцип их реализации был один: мы за ценой не постоим. Вспомним, как уже в 1980-х годах львиная доля доходов бюджета направлялась на военную промышленность и помощь идеологическим союзникам, а страна «на пороге коммунизма» задыхалась в очередях, в бездорожье и в удручающей серости «рудовых будней».
Но вот наступила перестройка с ее рыночными реформами, новый «национальный проект» с новой силой ударил по человеку. Вырываясь из «застоя» и приобщаясь к «общечеловеческим ценностям» и «законам рынка», граждан обобрали, унизили, обрекли на выживание по законам джунглей. И опять главной целью стал не полноправный гражданин, а абстрактные «социально-экономические отношения». А человек? О нем предпочитали не вспоминать. Однако оказалось, что на очередные «смелые» общественные эксперименты, на всяческие «шоковые терапии» и дефолты народ уже не в силах отвечать неповиновением, - он просто начинает вымирать. Такое положение вещей необходимо было изменить коренным образом. И в стране действительно начали происходить знаменательные подвижки.
В своем обращении к Правительству, парламенту и руководителям регионов в сентябре 2005 года Президент России В.В. Путин заявил: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше... Это курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России». Затем были сформулированы приоритетные направления развития России, реализация которых осуществляется в виде национальных проектов.
При их воплощении в жизнь крайне важна эффективная обратная связь власти с обществом. Граждане России должны знать, что предпринимает их правительство, которое, в свою очередь, обязано слышать то, что желает ему сказать народ. Наше общество должно участвовать в оценке результативности и качества национальных проектов и обладать механизмом предотвращения действий, направленных преимущественно на достижение тех или иных экономических показателей в ущерб социальным.
В этом я вижу главную роль институтов гражданского общества и, прежде всего, Общественной палаты РФ. В ее рамках сформирована Комиссия по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов, которая занимается решением таких задач, как:
• создание системы постоянного взаимодействия с федеральными органами власти и с консультативными органами, к компетенции которых относится контроль над реализацией приоритетных национальных проектов;
• организация взаимодействия с региональными органами общественного контроля и содействие созданию таких органов в субъектах РФ;
• сбор и анализ информации о реализации национальных проектов в регионах;
• подготовка предложений по содержательной, финансовой и организационной составляющим национальных проектов и др.
Члены Общественной палаты РФ следят за реакцией наших граждан: если они чем-то недовольны - значит, проект «сбился с курса» и нуждается в немедленной корректировке. Примером могут служить массовые выступления обманутых участников долевого строительства многоквартирных домов. Как на законодательном уровне, так и в политике местных властей были допущены серьезные просчеты, в результате чего оказались возможными крупные злоупотребления. Люди обоснованно и в резкой форме высказали свое недовольство. Общественная палата старается предоставить им возможности повлиять на сложившуюся обстановку. По каждому случаю создаются рабочие группы, которые вникают в суть претензий граждан и обеспечивают им всестороннюю поддержку. Таким образом разрешаются весьма сложные проблемы.
Представители общественности, в том числе члены Общественной палаты РФ, указывали на серьезные упущения в ходе реализации поставленной Президентом страны задачи - строительства высокотехнологичных медицинских центров. Как выяснилось, она выполняется недопустимо медленно, а освоение выделенных средств происходит крайне неэффективно. Этой проблемой заинтересовались и депутаты Государственной Думы, и в настоящее время предпринимаются все усилия для исправления ситуации.
Постоянно и внимательно изучая настроения широких слоев населения, члены Общественной палаты РФ имеют возможность донести до властных структур те аспекты, которые в силу тех или иных причин оказались за пределами их внимания. Так, например, мы обратилась в органы власти с предложением о создании Федеральной целевой программы «Охрана здоровья работающего населения». Ежегодно в нашей стране получают травмы на производстве 100 тыс. человек, из которых 6 тыс. человек погибают. Без сомнения, создание системы сохранения и укрепления здоровья работающего населения России будет способствовать повышению качества трудовых ресурсов, росту производительности труда и как следствие - повышению конкурентоспособности России на мировой арене.
В Общественной палате убеждены, что всем участникам реализации национальных проектов, к которым относятся и государственные структуры, и институты гражданского общества, необходимо постоянно предоставлять на общественный суд отчеты о проделанной работе. Причем львиная доля информации должна касаться наиболее острых проблем при осуществлении конкретных проектов по всей стране, включая небольшие муниципальные образования.
Например, в ходе реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» такими «болевыми точками» являются наличие бюрократических барьеров на пути застройщиков; проблемы, связанные с использованием пустующих земель, принадлежащих различным министерствам и ведомствам; монополизм на рынке строительных материалов и т.д. В проекте «Здравоохранение» упор был сделан на развитие первичного звена медицинской помощи, что в ряде случаев создало диспропорции, когда высоко-квалифицированные уникальные специалисты получают значительно меньше врачей общего профиля.
Теперь о коррупции. Нетрудно предположить, что это зло проникло и в сферу национальных проектов. Возникает вопрос: должно ли гражданское общество, в том числе Общественная палата РФ, выявлять факты чиновничьего произвола? Несомненно, должно. Однако общественные организации - не Генеральная прокуратура и даже не Счетная начата. Каждый должен заниматься своим делом. Конечно, если нам станут известны случаи мздоимства или произвола, то данная информация обязательно будет доведена до внимания общества и руководства страны.
В то же время мы последовательно выступаем за формирование на различных уровнях системы правопорядка наблюдательных общественных советов. Именно они не должны позволить «замотать» коррупционные дела, даже если в них окажутся замешанными высокопоставленные чиновники. К сожалению, особыми успехами в борьбе с коррупцией похвастаться пока что никто не может. Но лично мне последние выступления Президента РФ внушают надежду, что и в этой сфере намечается перелом. Важно лишь, чтобы борьба с коррупцией не превратилась в очередную кампанию.
В целом реализация приоритетных национальных проектов открывает широкие возможности для взаимодействия власти и общества, позволяет преодолеть то печальное для России положение, когда власть в лучшем случае действовала «для народа, но без народа», а в худшем и вовсе игнорировала его права и интересы. При этом конкретная и всем понятная цель - повышение качества жизни наших граждан - выступает в неразрывном единстве со стратегической задачей государства - обеспечением лидерства России в современном мировом сообществе, где главная ценность - человек, его таланты, его энергия и трудолюбие, его права и свободы.

Карта сайта

Контакты

© 2006 Анатолий Кучерена. Все права защищены.