Статьи

«ПОЛОТНЯНЫЕ ШТАНЫ» ДЛЯ КОРРУПЦИОНЕРА

Опубликовано: 27 Мая 2008

Источник:  "Карьера", №6

История человечества полна «эпидемиями» всевозможных конфискаций, секуляризаций, контрибуций, экспроприаций и прочих «раскулачиваний». В суровые времена Средневековья конфискация воспринималась как мягкий вариант решения судьбы осужденного. Руководствуясь, как бы сейчас сказали, принципами гуманизма, монах-францисканец Антоний, объявленный позже католической церковью святым, в 1231 году предложил Верховному совету итальянского города Падуя выселять за городские стены неплатежеспособных должников, после того как те оставят все свое имущество кредиторам. Установилась процедура: должник обязан был публично отдать все свое имущество, включая одежду, и посидеть на камне позора. Возникла итальянская поговорка — «остаться в полотняных штанах».
     В современном мире конфискационные меры наказания предусмотрены как рядом международных соглашений, включая антикоррупционную конвенцию ООН, так и большинством законодательств суверенных государств. В правовых системах западных стран конфискация подразумевает изъятие той части собственности, которая была незаконно приобретена гражданином в результате преступления. Эта мера — более мягкая, чем та, к которой мы привыкли еще с советских времен и которая практиковалась в России до 2003 года, когда конфискации подлежало все имущество осужденного.
     В 2003 году конфискация была упразднена, но Федеральным законом от 27 июля 2006 года №153-ФЗ институт конфискации имущества был восстановлен, став ближе к западным образцам. Ныне конфискация осуществляется в каждом конкретном случае по решению суда и распространяется только на имущество, приобретенное в результате совершения преступления.
     Но данная мера практически не работает. По словам депутата Госдумы Александра Гурова, за 2007 год осужденные преступники нанесли ущерб государству в размере 282 млрд рублей, а конфискованное у них имущество оценивается всего лишь в 35 млн рублей, причем среди этого «имущества» — мобильные телефоны, шнуры к ним, и даже замороженное мясо. Ни яхт, ни самолетов, ни дворцов на Лазурных побережьях — тоска!
     Выход у нас традиционно ищут в ужесточении действующего законодательства. Предлагается введение в качестве «единого наказания» лишение свободы с конфискацией имущества за коррупционные преступления, автоматическое распространение конфискации на статьи УК о мошенничестве и многое другое. Некоторые депутаты настаивают на перенесении бремени доказательства незаконного происхождения имущества с судов на гражданина, подозреваемого в совершении преступлений экономического характера. То есть речь идет об отмене презумпции невиновности — основополагающего принципа правового государства!..
     Предлагаемые нововведения способны по преимуществу стимулировать коррупцию в правоохранительных органах. Начнется массовое вымогательство имущества подследственных. Угроза остаться в одних «полотняных штанах» сделает самых строптивых сговорчивыми и податливыми в ловких руках опытных следователей и судей.
     Но богачи смогут откупиться. Добычей же правоохранителей станет «всякая мелочь», которой может оказаться любой из нас. Представьте, что вам предлагают в суде доказать, что ваша квартира или машина были приобретены в 90-е годы на законно заработанные средства. А если вам это не удастся?
     Любопытно: именно люди, обличающие коррупцию в судах и правоохранительных органах, выступают за возвращение к институту конфискации советского образца. Их не смущает, что они дают коррупционерам в руки лишние инструменты для приумножения собственного благосостояния.
     Чтобы избегнуть злоупотреблений при реализации предлагаемых мер, придется ужесточить ответственность правоохранителей и судей за неправомерные решения, стращая их совсем запредельными наказаниями... У таких законодательных революций есть начало, но, увы, нет конца.
     Потом, для подобных революций необходим мрачный контекст «эпохи диктатур». В рамках же существующей в России демократии, пусть даже и несовершенной, нас может ожидать снежный ком инициатив по ужесточению законодательства, который в итоге способен будет свести на нет сами принципы демократии. На что тогда надеяться? На депутатов? При таком развитии событий время их инициатив может закончиться. И нам останется уповать только на милость святого Антония.

Карта сайта

Контакты

© 2006 Анатолий Кучерена. Все права защищены.