Статьи

ОБРАТНАЯ ТРАНСМУТАЦИЯ

Опубликовано: 1 Ноября 2007

Источник: "Карьера", №11

2 октября этого года на сессии ПАСЕ Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заявил, что «сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека... Не считаясь с нравственностью в итоге мы не считаемся со свободой…. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие европейского человека и привести народы континента к черте, за которой потеря европейскими народами своей духовной и культурной идентичности. А значит — и самостоятельного места в истории».
  
     В зале заседаний ПАСЕ в ответ на слова Алексия II кто-то в знак согласия аплодировал, кто-то раздраженно роптал. Увы, многие наблюдатели в своем понимании речи Патриарха сделали акцент исключительно на правах сексуальных меньшинств. В петиции, подписанной бывшим вице-премьером Великобритании, главой британской парламентской делегации в Совете Европы Джоном Прескоттом и несколькими десятками других депутатов ПАСЕ, говорится: «Мы призываем Патриарха Алексия избегать употребления выражений, возбуждающих нетолерантность, и уважать, вместо того чтобы стремиться запрещать, фундаментальные права сексменьшинств». В российском информационно-аналитическом центре «Сова» задались вопросом: «Что хуже: гей-парады или почти полный провал в социальной и правовой сферах, отсутствие независимого от власти суда и независимой адвокатуры?»
  
     С точки зрения адвоката, хуже коррумпированного суда вообще ничего нет. Но какая связь между коррупцией в судах и запрещением гей-парадов? Алексий II затронул гораздо более широкую проблему – соотношения права и нравственности, закона и морали. На мой взгляд, они нерасторжимы. Римляне считали, что «закон – это то, что народ приказывает и постановляет». В этом смысле и юридический закон, и морально-нравственные устои легитимизированы большинством. А потому попрание как норм закона, так и устоев морали ведет к ущемлению прав абсолютного большинства граждан.
  
     Да, Уголовный кодекс РФ не устанавливает уголовную ответственность, например, за сексуальную распущенность, азартные игры, гомосексуализм и т.д. – и преследовать эти формы поведения неправомерно. Но вряд ли следует принимать нравы эксцентричных меньшинств как норму для всего общества. В нашей стране, где сильны не только религиозные убеждения, но и вообще традиционные взгляды (вспомним хотя бы «советскую мораль»), в том числе на семью и на отношения полов, навязчивая пропаганда, скажем, права гомосексуальных пар на усыновление детей (которое уже узаконено в некоторых странах Европы) способна привести к массовому взрыву недовольства.
  
     Свободы и права человека не относятся к четким научным понятиям, подчиняющимся единым критериям для всех обществ, независимо от времени, места и условий, поскольку по-разному оцениваются в различных обществах. Вы можете, например, прогуляться голым по пляжу с бутылкой виски в руках где-нибудь в Испании, но вряд ли имеет смысл делать это, скажем, в Арабских Эмиратах. Все народы и культуры живут по своим особым правилам. В этом предпосылка существования многополярного мира. Прямолинейное же следование требованиям леволиберального направления евро-американского толка может только спровоцировать «войну цивилизаций». Основной задачей законодательств суверенных государств должно стать сохранение гражданского мира через разумное соотнесение общего и частного, коллективного и личного, прав и обязанностей. Соглашусь с мнением Алексия II: «Никакое государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека. Быть моральным или аморальным — это, в конце концов, следствие свободного выбора личности. Однако в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан. Поэтому они должны направлять свои усилия через средства массовой информации, систему социальных и общественных институтов, систему образования на воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной традицией европейских народов». В словах Патриарха, как говорил профессор Преображенский, «никакой этой самой контрреволюции… нет. В них здравый смысл и жизненная опытность».

Карта сайта

Контакты

© 2006 Анатолий Кучерена. Все права защищены.